воскресенье, 1 сентября 2013 г.

Монмартр

Мы подходим к богемному уголку Парижа, где перемешались волнующие слух названия – Мулен-Руж, Монмартр и Пляс-Пигаль. Не могу хотя бы вкратце не сказать о каждом из них.

Монмартр. Фиалок я там не встретил, зато повидал много чего другого. Монмартр – сам по себе живая достопримечательность, причем не музейная, возле которой принято ходить со вздохами, а, действительно живая. Позади нас звенят трамваи, хлопают двери машин и магазинов, а проходишь чуть вперед – и вот, пожалуйста. Узенькие петлистые улочки, пляшущие в трех измерениях; почти провинциальные домики, непохожие друг на друга; никакого пошлого бетона – сплошь брусчатка, кирпич, витые балкончики и теплая зелень олеандров и каштанов. 
Монмартр – это холм, поэтому, поднимаясь вверх, пейзажи сменяют друг друга, как климатические пояса в горах. Вот уже альпийская зелень и клумбы с низенькими цветочками теснят со склонов деревья и кусты. 
Ближе к вершине вид становится все величественнее, панорама все шире, а вершину холма, как искрящийся ледник, украшает великолепная базилика Сакре-Кёр (Церковь Сердца Христова). Подножье холма усеяно вездесущими неграми, продающими символы Франции за символическую цену и лежащими счастливыми парочками и просто группами молодых людей. Не менее счастливыми, чем я, еще и потому, что у нас еще, как минимум, весь день впереди, и торопиться нам некуда.

Признаюсь, самые запоминающиеся в таких местах моменты – это просто возможность присесть в уютной кафешке и попить кофе с круассанами среди толп туристов и местных жителей, причем, примазаться ко вторым. Почувствовать себя хоть на секунду частичкой обыденности и легенды одновременно. А круассаны здесь действительно очень нежные, кофе действительно очень вкусный, а ветерок действительно очень свежий и игривый.

Минуя такое лирическое вступление, добавлю о Монмартре, что он отмечен прошлым и настоящим многих знаменитых и талантливых людей, которые, в свою очередь, тоже признавались ему в любви. Среди них Далида, Ален Делон, Жан Маре, Эрнест Хемингуэй, Анри де Тулуз-Лотрек и, конечно, Амели Пулен. Памятника этой фее Монмартра еще пока не поставили, зато, например, Далида все также собирает толпы поклонников и все также поразительно красива…



Чуть подробнее

Вкратце историю этого неспокойного во все времена местечка можно описать так. Еще с тех пор, когда Астерикс и Обеликс давали достойный отпор Цезарю, римляне облюбовали этот холм, который, возможно, напоминал им о семи холмах их вечной столицы. По ее образу и подобию, на холме были возведены храмы в честь Марса и Меркурия, и виллы, откуда благородные римляне смотрели на немытых паризиев. От имени бога Марса появилась первая версия происхождения названия холма, ибо Mons Martis переводится как «Холм Марса». Камни для строительства, а также ценный в те времена гипс добывали в каменоломнях по соседству, копая, таким образом, могилу тому самому Марсу, а попутно – вторую версию названия холма. Потому что в вырытых каменоломнях впоследствии скрывались первые христиане, впоследствии похоронившие всю языческую терминологию, хотя и регулярно принимавшие смерть за свои заблуждения. 
Одним из самых запоминающихся случаев отмечена смерть епископа Дионисия в 272 году нашей эры, который после отсечения головы, не упал, как полагается, а на глазах изумленной публики, подобрал утраченную часть тела, прошел с ней около 6 километров до ближайшего источника, омыл ее в сих водах и только тогда упал замертво. И поныне это место называется Сен-Дени, а в память о том событии у журчащего источника стоит скульптура епископа с весьма непривычным положением головы. Казненные тогда же пресвитер Рустик и дьякон Елевферий вели себя более предсказуемо, приняв смерть сразу же. Эти факты вкупе подарили вторую версию названия – Mons Martyrium означает «Холм святых мучеников (мученика)».
Время шло, всем стало ясно, что смерть святых отцов не была напрасной, и вот уже к этому месту тянутся вереницы паломников, а на месте древнего храма Марса в год основания Москвы возводится одна из старейших церквей Парижа – Сен-Пьер-де-Монмартр. Инициатором строительства становится один из первых Людовиков (Шестой, если быть точным). А к XVI веку закладываются виноградники и, то тут, то там, как грибы после дождя, над холмом вырастают ветряные мельницы, ставшие, впоследствии, приметой Монмартра. Для чего, спросите вы? Да все тот же гипс, на самом деле. Для его помола, если быть точным.

Прошло еще пара-тройка веков и район постепенно стал обиталищем богемы, прибежищем бедняков и почвой для взращивания будущей Парижской коммуны. Все вполне логично – начало XIX века отмечено бурными событиями. Сначала потрясения Наполеоновских войн вытягивают все соки с развалом империи, а тут еще казаки, нагулявшись вволю, не желают уезжать на Родину, отведав вольной жизни, лишенной прелестей крепостного права и других несвобод, что ждут их на своей стороне. Но это все мелочи по сравнению с монументальными преобразованиями барона Османа, который, получив карт-бланш от Наполеона III, перекроил центр Парижа вдоль и поперек, превратив проживание в и без того престижных районах в непозволительную роскошь для многих. Происходит отток малоимущих, ремесленников, рабочих, а также малохольной богемы в пригород на холме (частью Парижа Монмартр стал лишь в 1859 году), где цены на жилье более чем демократичны. Впоследствии все это бурным потоком рухнет на вытеснивший их Париж неуправляемой Парижской коммуной. А пока формируется привычный облик Монмартра с художниками и проститутками, кабаре и бистро, Белой площадью и темными личностями.

Монмартр является, пожалуй, парижским рекордсменом по количеству проживавших когда-либо знаменитостей на единицу площади. Здесь в сравнительно короткий промежуток времени проживали, работали, встречались, обсуждали свои идеи такие легендарные личности как Винсент Ван Гог и Поль Гоген, Эдгар Дега и Гектор Берлиоз, Эмиль Золя и Пабло Пикассо, Камиль Писарро и Анри Матисс, Амедео Модильяни и Жан-Батист Пигаль (в честь которого, между прочим, назван самый фривольный район Парижа, здесь, неподалеку). 
Район не потерял своей привлекательности для богемы и ныне, поэтому список запросто можно продолжить такими именами как Венсан Кассель и  Далида (памятник ей находится на площади ее имени), дуэт режиссера Марселя Карне и поэта Жака Превера (гениальные «Вечерние посетители» и «Дети райка» - их творчество), Эрнест Хемингуэй и Жан Маре (в свое время кто-то оставил на памятнике актеру надпись на русском – «Фантомасу и пи…орасу»), отец и сын Ренуары и многие другие. Только успевай читать таблички. Ну и напоследок, разумеется, великий карлик Анри-де-Тулуз-Лотрек и его любимица Ла Гулю («Обжора») – танцовщица Мулен-Руж, увековеченная Лотреком на входе в кабаре, но бесславно закончившая свои дни в реальности. Последним бутоном, распустившимся на благодатной почве Монмартра стала разбитная и романтичная Zaz с ее взрывным французским джазом, на концерте которой я имел удовольствие быть.
«А как же Амели?», возможно, спросите вы. И будете совершенно правы. Вся жизнь этой феи Монмартра, снятая в чудесном фильме, прошла здесь. Здесь же есть и кафе, где, по представлению режиссера Жана-Пьера Жене, она работала. Только вот мнения о том, которое же из них – то ли на Rue de Sac, то ли на Rue Lepic – расходятся. А многие места, виденные в фильме, несомненно, узнаются с легкостью.

Монмартр сегодня – это заповедник, Парк Докосмополистского периода. Здесь помимо всех атрибутов сохранилось самое главное – атмосфера! Ее не подделаешь никакими технологическими достижениями. Днем он все так же очарователен и миниатюрен, по-доброму суетлив и по-провинциальному простодушен. Ночью он все так же темен и опасен, по-средневековому запутан и фатально прямолинеен. Днем здесь все также купить свежих ягод на рынке или угоститься кружечкой молока. Ночью все так же рискованно прохаживаться по его улочкам и заглядывать за угол. Но что ни говори – это один из самых колоритных районов Парижа, где обязательно надо побывать.
Монмартр бережно хранит свои корни. Например, за холмом, спустившись от базилики Сакре-Кёр, мы увидим здание старой мэрии, которая стоит здесь в память о независимости района, в ту бытность, когда он еще не был Парижем. Напротив нее стоит смешная старомодная резная карусель в огоньках, около которой каждое утро разворачивается прямо-таки сельский рынок. Так и кажется, что сейчас вот та тетушка на чистом русском да с поволжским говором примется зазывать: «Молочко с-под коровы! А вот кому свежее молочко?». А вот выстроились головки сыра, а здесь ароматная выпечка всех форм и ароматов. Прелесть!

Нельзя обойти вниманием и фривольную сторону этого района – без этого не случилось бы прорыва Пикассо или отрыва Хемингуэя. В начале творческого пути, находясь у подножия искусства, художники и поэты собирались у подножия Монмартра в кабаре и кабаках, знаменитых уже тогда, а сегодня приобретших статус легенды. Достаточно вспомнить «Мулен-Руж», «Черный кот», «Резвый кролик» и воображение дорисует винные туманы, абсентовые сны, тягучие дни и ночи в угаре попоек и муках творчества. Кстати, о винах. На Монмартре, неподалеку от того самого «Резвого кролика» до сих пор цветет и здравствует виноградник, которому уже не одна сотня лет и вино из его плодов все так же отменно. Вот только стоит оно весьма изрядно, так что мне лично не удалось отведать, но может вы решитесь в пику мне, малодушному.
Напоследок не могу сказать пару слов о специфическом транспорте Монмартра. Вообще, в Париже, помимо общепринятых видов транспорта существуют и оригинальные, присущие только Парижу, а то и только району. Как раз Монмартр, как счастливый обладатель массы достопримечательностей, имеет в своем распоряжении и рад предложить всем туристам свое транспортное средство – Montmartrobus (Монмартрбюс). Это узенький автобус, курсирующий по кольцевому маршруту вдоль извилистых улочек по всему Монмартру и останавливающийся у каждой значимой достопримечательности, так что вам и карта может не понадобиться, хотя лишней не будет. Начальная точка отправления монмартрбюса - станция метро 2-ой линии на площади Пигаль. 


…На Монмартре есть еще очень много уютных уголков и маленьких секретов – Стена любви (Le Mur de Je T’aime), где слова «Я люблю тебя» написаны чуть ли не на двухстах языках мира, первое в Париже (а может, и в мире) бистро, кладбище Монмартр, действующая мельница Мулен де ля Галет, скульптурные работы Жана Маре – да всех их и не перечислишь.

Я же по-английски перескочу в одно из самых знаменательных мест Парижа – Мулен-Руж…
Но для начала – Система координат для Монмартра:

Метро: 
            станция Abbesses линия M12
            станция Anvers линия М2
Автобусы: 30, 31, 80, 85, 
Montmartrobus

Комментариев нет:

Отправить комментарий